Каталог перевалов Кавказа
Чугуш Восточный
Чугуш Западный
Шапошникова
Интернет магазин туристического и спортивного снаряжения! Доставка палаток, рюкзаков и спальников населению, Лавинные датчики, Снегосттупы! Очки, Горнолыжные маски. Доставка по Москве и в регионы! интернет магазин альпинисткого снаряжения

перевал Шапошникова

высота:2550 м
категорийность:
соединяет:лед. правого исток реки Китайка, р. Киша - река Лаура Ассарская, р. Мзымта
время прохождения:август 1999
направление:из д/р Китайка в д/р Лаура Ассарская

В 12" остановились на обед, в районе места слияния р. Китайка и ее крупного левого притока. Визуально слияние не видно (вычислили по карте) закрывает крупный лес. Справа вдали (на западе) хорошо просматривается широкое, скальное седло пер. Воробьева (2646 м) 2А*, ниже верхняя часть тела ледника Воробьева (№ 21, каталог ледников СССР). Данный долинный ледник самый низколежащий (1700 м) ледник на территории Кавказского Государственного Биосферного Заповедника. Слева от седла перевала Воробьева скальная пила г. Воробьева (2854 м). В 1420 вышли вверх по д/р. Китайка, левьм берегом. Погода облачная. С места обеда тропа уходит вверх по пихтарнику, плавно набирая высоту. Через 300 м подъем закончился, началось криволеоье (800 м). В конце криволеоья вышли к реке. Дно долины открытое, широкое, ровное, затоплено многочисленными разливами. Слева со склонов г. Уруштен сверху низкий крупный 7 ступенчатый

Крок перевалов Шапошникова

водопад. Пройдя место водопада, через 600 м пройдя правый приток р. Китайки, остановились (16 ) на ночлег между двух притоков. Предварительно выбрали место, вокруг алипика с многочисленными валунами. Выбрали место возле границы с криволесьем (дрова).

Водопад с хребта Уруштен

Вид на перевалы Шапошникова и Верблюд из долины реки Китайка.

Вид на пер. Шапошникова из д/р Китайка

Схема подъема на перевал

В 5-35 выход вверх по долине р. Китайка (правая долина) по ходу движения, по левому каменистому руслу реки. Подошли к левому притоку (ручей) который вытекает водопадом из ледника расположенного выше. Кулуар этого ручья, между бараньими лбами непроходим. Возможен вариант подъема по правому борту ручья. По бараньим лбам и криволесью, но очень трудно. Поэтому продолжили движение вверх по долине, в направлении долинного ледника (на юго-запад). По левому борту долины протяженная стена бараньих лбов. Двигаемся вдоль нее, пытаемся найти более простой и безопасный проход в верхние цирки. В б30 подошли к лавинному выносу, (забитый снегом широкий кулуар), левый борт долины. Погода хорошая, небо чистое. Произвели разведку, поднявшись вверх по кулуару (предварительно одев кошки!) до водопада. Кулуар непроходим. Далее один путь: выйти по скалам средней сложности по правому борту, в верхней части криволесье выводит на бараньи лбы. За бараньими лбами цирк (небольшой ледник), имеется непройденный перевал через ГКХ, ориентировочно 2А (снежно-осыпной) 2600 м.

Параллельно с поиском прохода по смежному кулуару, была произведена разведка противоположного борта о морены основного ледника. С морены хорошо просматривается весь левый скальный берег долины, были найдены 2 варианта прохода в верхний цирк.

В 6" закончив ознакомление о местностью, продолжили движение вверх по дну долинного ледника (крутизна 20°-25°) местами участки открытого льда. Одели кошки (7 ). В 7 пройдя до середины ледника (по центральной части) ушли на левый край к началу еще одного снежного кулуара. В месте начала кулуара произвели очередную разведку, на предмет выхода наверх по скалам справа от кулуара.

В 7 решено осуществить подъем по забитому снегом кулуару (250 м). В нижней части крутизна 30° до 40°. В средней части крутизна увеличивается до 40 . Борта скал становятся ниже, проход сужается. Далее выход в цирк. Цирк узкий снежник 60-70 м ширина, под уклоном 3^-40°. В 820 продолжили подъем, (не снимая кошки!) выйдя на левый травянисто-ооыпной борт - древняя морена (200 м). В конце вправо, снова вышли на снег. В верхней части крутизна увеличивается до 45 -50° ширина 10-15 . Далее сужение достигло 5 м. Перед сужением часть снега оторвана, снежный разорванный ранклюфт. В верхней части второй ранклюфт 3 м. Первый участник без рюкзака спустился на дно ранклюфта (9 ) и прошел его дальше (группа сняла кошки) и навесил вертикальные перила, 60 м (крутизна 70°) по скалам средней сложности (камнеопасно!) база из 2 скальных швеллерных крючьев. Вторая веревка (10 ) сначала по осыпавшему кулуару 50 м (крутизна 60 ), а затем по скалам третья веревка, 1 швеллерный крюк. База из двух крючьев (горизонтальный и швеллер), навешена веревка 50 м. Есть места для сбора участников (вправо скальные полки).

Кулуар перевала

Движение по кулуару

Движение по первым перилам

Далее крутизна кулуара увеличивается местами до 80°, отсутствуют безопасные места для сбора участников. Поэтому была организована навеска вертикальных перил длиною 110м (50 и 60 м), с промежуточными точками страховки крючъевой страховки (по 2 крюка швеллер) и третья точка страховки накинутая на скальный выступ петля.

Проход по кулуару между первими и вторыми перилами

Первый участник без рюкзака. Далее скалы сильно разрушены, отсутствуют места организации крючьевой страховки. Была организована страховка непосредственно участником, через скальный перегиб соседнего (левого) кулуара. На все 110 м, по всей длине работает на подъем только один участник, учитывая высокую камнеопасность. С последней точки страховки свободный выход по осыпи (10 м). На широкое, травянисто-ооьшное седло перевала. Погода облачна, видимость хорошая. Тур и записка на седле отсутствуют. Перевал был назван в честь первого начальника Кавказского Государственного Биосферного Заповедника Шапошникова.

седловина перевала Шапошникова

Сложность подъема со стороны д/р. Китайка оценили как 2Б* (2550 м). С перевала на юг открывается вид в д/р, Лаура Ассарская, правее долина р. Петрарка. С перевала радиально произвели разведку гребня ГКХ в направлении г. Воробьева Вост. (2829) (на запад). Разведал непройденный перевал, ориентировочная сложность 2Б* (2500 м). Спуск в д/р. Лаура Аооарская лучше всего осуществлять о перевала на который была произведена разведка (под г. Воробьева Вост. (2829) гребень широкий травянистый, ходится легко.

Сложив тур и оставив записку, в 17 с пер. Шапошникова заложили траверс ГКХ на восток (по южному травянисто-осьшному склону), т.к. д/р. Лаура труднопроходимая, в направлении южного отрога ГКХ (В. 2648,5), который разделяет долины р. Лаура Аосарская и р. Лаура Дзитакская. Во время траверса радиально вышли на неизвестный перевал ГКХ спуск с него ориентировочно 2А в д/р. Китайка (снежно-осьшной кулуар).

Вид с перевала в направлении д/р Лаура

В 19 вышли по козьей тропе на гребень южного отрога ГКХ (2648,5 м). Спуск с разделительного гребня по разрушенным скалам, в направлении снежного цирка (200 м ниже). По середине снежника в котловане чистое озеро талого типа (10х5 м). В 19 на осыпи (дно цирка) остановились на ночевку (2350 м).

Выход группы с места ночевки в 9" на восток в направлении д/р. Дзитаку (р. Уруштен). С места ночевки просматривается весь траверс (конечная точка перед спуском - небольшой снежник под пер. Синереченский (2750 м)). Из снежно-осыпного цирка вначале по ровному снежнику (250 м), затем по травянистоооьшному склону (уклон 25 -30 ). Через 500 м прошли разрушенный скально-осыпной гребень (южный отрог ГКХ) и продолжили траверс под снежник расположенный под пер. Синереченский. Погода облачная. В 10 вышли на снежник. От снежника вытекает небольшой ручей в д/р. Лаура Дзитанская, удобные места для ночевок.

Внизу на юге просматривается труднопроходимое или непроходимое дно долины р. Лаура Дзитакская, сбросы, каньоны. От снежника, не теряя высоты, заложили траверс (500 м) на восток, огибая травянисто-осыпной гребень ГКХ. Выйдя на гребень, просмотрели дальнейший путь спуска. Внизу, слева открылась красивая картина. "Блестящие на солнце зеркала Дзитакских озер (9 штук). Чуть выше севернее, снежно-осьгпные склоны хребта Левая Псеашха (г. Перевальная 2634,3 м).

Закончив траверс (1045) начали спуск на гребню, вниз в направлении Дзитакских озер. Гребень травяниото-ооьшной. Крутизна 35°-40 , восточная сторона обрывается вниз.

Спустившись по гребню плотной группой (камнеопасно, 200 м, козья тропа, слабо выражена) повернули влево, с гребня вниз, по осыпному кулуару 45 м. Далее вниз вправо, над руслом ручья, многочисленные полки разрушенных скал. В 12 опустились к озерам, широкая ровная долина. Остановились на обед. В 15 вышли по д/р. Дзитаку в направлении д/р. Уруштен. Через 30 минут по хорошо набитой тропе вышли в месте слияния с р. Уруштен. Течение медленное, река спокойная. По камням перешли на правый (по ходу движения) берег. Вышли на тропу, ведущую в лаг. Холодный (вниз по д/р. Уруштен). В 16" подошли к р. Холодная, за рекою 200 м лаг. Холодный (1687 м). Не переходя реки, ушли вправо вверх, по долине правым берегом р. Холодная. Березовое криволеоье. Тропа местами петляет, уходя то к реке, то к склону хребта. В 17* выйдя на широкую, открытую поляну остановились на ночлег (1740 м). Погода облачная. Впереди массив Псеашха, гребень закрыт туманом.